Как школьная медиация меняет подход к разрешению конфликтов и профилактике буллинга
Медиация – это технология урегулирования споров, переговоры с участием нейтрального участника – специалиста, работающего на стыке права и психологии. В службах медиации школьники-волонтеры, которые прошли специальное обучение, учителя, психологи и профессиональные медиаторы помогают решать конфликты и споры детей и подростков мирным путем.
На ежегодном весеннем фестивале около 200 школьников со всей Беларуси несколько дней узнавали, как работает система школьной медиации и углубляли свои знания и мастерство. Подростки прошли экспресс-обучение, состоящее из мастер-классов от экспертов, открытых площадок для обмена опытом, бесед, квизов, творческих мастерских, лекций и многого другого.
В этом году много внимания обращали на профилактику буллинга и кибербуллинга и способах их разрешения через медиацию. В качестве равных экспертов в фестивале приняли участие ребята из пилотных школ эксперимента «Дружественная и поддерживающая среда в школе».
Таня из г. Барановичи делится своими впечатлениями о фестивале:
— Самое интересное для меня на фестивале – общение с профессиональными медиаторами. Мне важно было узнать, как они решают сложные случаи, как им удается сохранять нейтралитет, как получается не «впитывать» чужие эмоции и переживания.
Кроме образовательных мероприятий, ребята приняли участие в демо-версии круга сообщества — это один из инструментов, с помощью которого молодые медиаторы в белорусских школах помогают другим сверстникам решать конфликты. На примере темы буллинга ребята разобрались, как с помощью кругов доверия можно решать конфликты в школах.
Своим взглядом на медиацию поделился школьник из Гомеля Савелий:
— Для меня медиация – это помощь другим через разрешение определенных конфликтов. У подростков бывают сложные времена: поступление, например, давление из-за оценок, недопонимание с родителями. И подросток подростка лучше поймет в этих проблемах, поймет мотивы споров.
Это очень важно: чтобы подростки говорили с подростками. Если у кого-то возник конфликт с одноклассником или учителем, если его/ее оскорбляют, если есть проблемы с родителями, всегда можно обратиться к куратору школьной службы, чтобы урегулировать спор или конфликт.
В 2018 году Центр «Медиация и право» вместе с партнерами провел первый фестиваль школьной медиации. С 2019 года партнером фестиваля стал Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси. За все время проведения мероприятия в нем участвовало около 1500 детей, а на данный момент к проекту присоединились больше 60 учреждений образования по всей стране.
Минчанин Влад делится своим мнением о том, чем может быть полезна медиация в школах:
— Благодаря медиации ты можешь разобраться в себе, в жизни, посмотреть на людей – у кого какие конфликты – и научиться самому этого не повторять. Надо уметь слышать и слушать в первую очередь. Потому что ты можешь слушать человека, но не сможешь услышать.
Методики медиации помогают подросткам не только решать споры и конфликты других людей в школе. Медиация «прокачивает» жизненно необходимые навыки для каждого: коммуникация, креативность, критическое мышление, гибкость, инициативность. Эти качества помогают легко подстраиваться под любые условия и справляться с вызовами.
О том, как Фестиваль проходил в прошлом году можно узнать тут!
*Полную статью вы можете найти по ссылке на официальном сайте ЮНИСЕФ в Беларуси. Адаптировал текст статьи для платформы секретарь Консультативной группы подростков ЮНИСЕФ Алексей.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизоваться
Комментарии (0)